Идеальный офис для малого бизнеса

Многие из нас работают в небольших компаниях численностью до 15 человек. Такие компании обычно не имеют помещения в собственности и арендуют 1-2 комнаты в офисных центрах. Эти комнаты выполняют функции и ресепшн, и переговорной, и бэк-офиса, и мини-кухни. Здесь работают, отдыхают, пьют кофе с плюшками, а иногда даже и обедают.

Большая часть «офисных центров» - это здания бывших НИИ, проектных институтов, административных корпусов разорившихся фабрик и т.п. (Так называемая офисная недвижимость класса C и D). Вместе с обшарпанными стенами новоявленные офисы унаследовали Администрацию. И если во многих зданиях стены отштукатурили, обои переклеили и вставили евроокна, то Администрация осталась та же.
Типичный администратор здания – это тетушка возраста 50-55 лет с выражением лица «оставьте меня в покое, у меня обед!» В паре с администратором всегда идет бухгалтер примерно того же возраста. Третий типовой персонаж Администрации – дедушка-завхоз, самый добродушный из троицы. Но находится под каблуком администратора и самостоятельных решений не принимает.
Есть еще владелец здания. Мифическая персона, его никто никогда не видит. Похоже, что ему абсолютно все равно, что происходит в его офисном центре, главное, чтобы поступали деньги на банковский счет.
Советские здания унаследовали советский сервис. Мы предоставляем помещение – остальное ваши проблемы, - такова обычно негласная позиция администрации. Лучше обстоят дела в современных бизнес-центрах, но и там сервис не всегда на высоте и тоже бывает администрации с причудами. Кроме того, высокая арендная плата отпугивает многие компании от таких офисов.

Так какой же он, идеальный офис для маленькой компании? Давайте немного помечтаем. Удобное рабочее место, не слишком высокая плотность сотрудников на квадратные метры – это то, что в силах организовать силами самого арендатора. Хотелось бы поговорить о вещах, зависящих от арендодателя.

Зона отдыха внутри здания
Поскольку у маленьких компаний отсутствуют зоны отдыха для сотрудников и переговорные для клиентов, таким местом мог бы стать уголок в коридоре, созданный на каждом этаже. Достаточно нескольких кресел, дивана, пару журнальных столиков. Кулер с водой тоже был бы уместен.

Скотный двор или чудный сад?
Двор здания, где наша веб-студия Магвай арендует сейчас офис, мы в шутку именуем скотный двор. Асфальт там перекладывали последний раз лет 30 назад, мусор не убирается в принципе, навалены земляные холмы. В дождливую погоду там лучше вообще не ходить. Для полноты картины не хватает только хрюшек, валяющихся в грязи. Как здорово было бы, если на этом месте положили бы плитку или новый асфальт, стояли скамейки и беседка, а за ними росла травка и цветы. В обед можно было бы выходить отдохнуть на улицу, немного расслабиться и подышать воздухом.

Режим работы здания
Увы, многие здания заканчивают работу слишком рано и закрыты в субботу-воскресенье. Это не всегда удобно. Идеальный график, на мой взгляд, с 8 до 21, суббота рабочий день. Администрация, по старой привычке, вообще работает с 8 до 16-45.

Питание
Пару кафе с разнообразным меню. Однообразие еды быстро надоедает. Владельцы кафе менять ассортимент блюд чаще всего не спешат – зачем, если офисным работникам деваться некуда, все равно будут ходить, если поблизости ничего больше нет. Кроме кафе обязательно в здании должен быть мини-магазин: соки-воды, мороженое, булочки.

Внутренняя локальная сеть
С удовольствием бы обсудил актуальные вопросы бизнеса с коллегами по зданию на внутреннем форуме. Возможно, появились бы новые деловые контакты. На этом же форуме почитал новости от администрации и высказал ей свои пожелания в комментариях. С локального сервера скачал бы новую музыку или шаблоны договоров, любезно выложенных менеджером фирмы со второго этажа.

Охрана
Во всех зданиях есть охрана: тщедушные мужчины 45-60 лет. Есть толк от таких охранников в случае возникновения реальной опасности? Но отрицательный эффект от них бывает: затрудняют проход в здание клиентам арендаторов, в случае если действует пропускной режим. Охранники больше выполняют функции девушки на ресепшен – подсказывают как пройти, есть ли здесь такой арендатор, записывают имена гостей в журнал посетителей.. Не лучше ли отдать эти функции симпатичной девушке, которая бы оказывала справочные услуги гостям здания?

Кондиционер
Кондиционеры ставить каждом офисе! Установка окупится и быстрее пластиковых окон и гипсокартонных стен. Не надо перекладывать этот вопрос на плечи арендатора. В нашем офисе, чтобы поставить кондиционер необходимо установить счетчик (естественно за счет арендатора) и только затем разрешают ставить кондиционер. За электроэнергию, потребленную кондиционером будет взиматься плата отдельно, по этому счетчику.

Туалеты
Жидкое мыло, туалетная бумага – не экономьте на мелочах. То, что туалет должен быть чистым, думаю, упоминать даже не стоит.

Курилка
Больной вопрос для многих офисов. Отдельных помещений для курения нет. Курят либо в туалетах, либо на лестницах. И то и другое плохо, ибо воняет.

Стоянка
Если перед офисом есть свободные площади, администрации стоит позаботиться об организации цивилизованной стоянки, разметив места для машин. В ином случае возникает стихийная.

Уборка
Уборка помещения должна быть включена в стоимость аренды или хотя бы предоставляться за дополнительную плату. Даже этого нет везде. Либо убираться самим, либо договариваться напрямую с уборщицей, которая убирает коридоры.

Системные администраторы
Многие маленькие компании не имеют своих сисадминов. Приглашают частников для разовых работ или отдают услугу на аутсорс. Почему бы Арендодателю не организовать как дополнительную услугу компьютерную поддержку? Выгодно всем: арендодателю дополнительный доход, арендатор имеет системного администратора под боком, который может оперативно решить проблемы, не надо ждать пока приедет человек из аутсорс-фирмы. Думаю, такая услуга пользовалась бы популярностью. Аналогичным образом можно предлагать бухгалтерские услуги, хотя здесь сложнее – компании больше завязаны на своих постоянных бухгалтерах-аутсорсерах и их близость к офису не так критична.

Прочее
Конечно, на территории офисного центра могут быть банкоматы, копировальные центры, отделения банка, бары, спорт-клубы и бутики. Но это все уже относится к недвижимости категории А и B, хотя, если позволяют площади на первом этаже, никто не мешает привлечь таких арендаторов и в здание категории С.

Идеальный офис, конечно, не только вышеперечисленные удобства, но и психологически комфортная среда, дружелюбный коллектив и интересная работа. Без этого даже самый шикарный офис будет не в радость.

А вы что хотели бы видеть в своем офисном здании?

ПС. Кстати, мы скоро переезжаем в новый офис! Он просторнее, уютнее, в нем уже установлен кондиционер и там работает симпатичный нам администратор.


Самое интересное