История одного проекта

17.12.2009

В продолжение разговора о региональности волгоградских заказчиков. Многое уже было сказано, но мысли о том, что это неизменный атрибут региона не перестают посещать нас. Разбирая папочку «Проекты», я наткнулась на проект типографии «Флексопринт». Это был один из первых проектов нашей студии и явный пример региональности мышления заказчика.

Они обратились ко многим волгоградским студиям и провели тендер на разработку сайтов. Получили много коммерческих предложений, сумма которых, как потом поведал ген.директор компании, была примерно одинакова. Но различия были – а именно качество выполнения работ по созданию сайта, и самое главное, дизайна сайта. Таким образом, у типографии осталось 2 кандидата. Один из которых славился своими способностями в программной части и мы, молодая, начинающая студия с малым количеством работ. Нас пригласили на переговоры, в ходе которых была выяснена основная потребность заказчика – нужно сделать новый сайт, красивый, с идеей. Этот сайт должен являться «маркетинговым инструментом» привлечения новых клиентов и партнеров, за счет демонстрации возможностей компании. После переговоров мы заключили договор, получили предоплату и начали работать. И началось самое интересное

Оговорюсь сразу, методы работы у нас несколько отличаются от студий, где при разработке дизайна есть только ТЗ с общими словами. Мы делаем не ТЗ на дизайн, мы делаем концепцию сайта. Сюда входят многие составляющие, начиная от идеи визуального ряда – сделать сайт запоминающимся, выделиться из толпы, заканчивая продумыванием юзабилити сайта – созданием графических прототипов страниц, все это приправлено соусом информационной модели сайта. Вообщем, если по-простому – много набросков, эскизов, описаний делается до разработки чистового варианта макета. Зато, при таком подходе, в последних 10-ти сайтах мы ни разу не вносили доработок в чистовой макет дизайна. Заказчик принимал все сразу.

Итак, приступили к работе. Была разработана концепция, опирающаяся, на демонстрацию возможностей компании. Возможностей у компании было много, самое первое – это деление производства на упаковку и этикетку, затем уже шло ветвление на области применения в колбасной, молочной промышленности и т.д., и т.п.. Заказчик хотел, чтобы посетители сайта видели сразу – чем компания занимается, что может, в чем можно сотрудничать.

Первая идея называлась – «Кратко обо всем» и базировалась на представлении несуществующего предмета в форме упаковки майонеза или колбасы, состоящего из мелких частей других упаковок, при наведении на часть – рядом открывалась информация об этой части. Мы настаивали на форме колбасы, т.к. на ней можно было выгодно разместить еще и этикетку. В итоге – получалось отразить сразу все возможности компании.

pic1

Даже был разработан сразу же прототип страницы, по качеству, похожий на полноценный дизайн-макет

pic13

Презентовали макет и идею вместе с дизайнером целому совету из начальников отделов и директоров. Тут-то и выяснилось, что лицо, принимающее решение, сменилось и теперь задачи другие. Просто креатив теперь был не основное – теперь нужно было «сложно креатив». После совещания мы остались с начальником дизайн-студии и коммерческим директором. На примерах дизайнера Степана Бурлакова ака Freeger, нам объяснили, что хотят супер-мега креативную идею, с разными крутыми элементами в стиле Модного Дома Москино и арт-хауса. Мы призадумались, но потом покивали с улыбкой – креатив, наше богатство. И началась череда идей, эскизов и набросков в количестве 6-8 штук, разных штук.

Упаковка в виде куба, которая из двухмерности перерастает в трехмерность. Основная идея – отразить упаковку и этикетку, показывая неограниченные рамками возможности заказчика

pic2

Далее шел некий цикл идей, объединенный сферической формой. Смысл – мир, земля, могущество компании. Опять же, совмещение в рисунке двух направлений – упаковки и этикетки, либо на одном объекте, либо на двух разных

pic3

pic4

Далее заказчик предложил в качестве объекта использовать пирамиду, как что-то древнее, мистическое, наполненное глубинным смыслом. И понеслось –

pic5

Наличие разных элементов в картинке, коллажа из артхаусных идей, смыслов.

pic8

Потом все это в ярком варианте, с добавлением смысла – в пирамиду входит чистый рулон бумаги, а выходит невероятная, красивая упаковка, выполненная с креативом

pic9

pic10

Заказчик посчитал, что это слишком… и попросил оставить идею с пирамидой и преображением чистого рулона в пирамидной сущности

pic6

pic7

Получилась красивая, отмоделенная в 3D-картинка с идеей и очень маленьким намеком на Фригера – узорами сзади.

pic11

pic12

Заказчику понравилось, они захотели увидеть макет целиком. Мы вставили иллюстрацию в ранее созданный прототип и отправили на утверждение.

pic14

Утверждение, как нас предупредили, будет происходить интереснейшим образом – оказывается в то время, как у типографии «ФлексоПринт» был договор с нами, они решили подстраховаться и прочитать ранее присланные предложения. В одном из них говорилось о том, что есть волгоградская студия, которая рисует дизайн бесплатно, заметьте именно дизайн (даже не прототип), а потом уже если понравится, то делает программирование сайта. Естественно, это предложение, как бы сказать точнее, — подкупает. Никаких обязательств и бесплатный дизайн. Нас же заказчик упрекнул в том, что мы, вот, дескать, работаем по предоплате, в то время как другие бесплатно рисуют дизайн.

Итого, на утверждение отдалось  2 макета. И выиграл не наш. Сайт выглядит сейчас так. И, дело не в том, что мы расстроились или обиделись, наверное, после нервотрепки с идеями и желанием сделать красивый волгоградский сайт мы так устали, что нам было уже просто все равно. Но время расставило все на свои места. Сайт типографии ФлексоПринт был отдан на суд конкурса «Электронный Волгоград – 2009». На котором он занял свое 13-ое место в рубрике «сайты для продвижения услуг», и в комментариях многие указали, чем именно не нравится сайт . Все-таки посетители сайта – это именно те люди, для которых делается сайт. Не о себе, не о своих идеях нужно думать при создании сайта, а именно о тех, кому потом бороться с фантастически-невнятной флеш-заставкой на главной странице, апофеозом недореализованной идеи и серостью страниц сайта.

Позже, после конкурса мы пытались проанализировать этот проект, понять мотивацию заказчика. И пришли к выводу, что бороться с региональным чувством нашего заказчика сложно и иногда оно берет верх. Волгоградский заказчик не готов переступить неосязаемую черту в своем сознании и сделать красивый, непохожий на других, креативный сайт. Просто не готов. Что и подтверждают слова, почерпнутые из блога одной из студий Волгограда – «Заказчик не готов платить вдвое большую цену за не видные его глазу и глазу его клиентов различия. Этакий «дизайн для красоты» нужен редко.» (с) Хотя, может такая ситуация определяется как оправдание из-за отсутствия у многих волгоградских студий профессионализма в изготовлении именно красивых сайтов -  и потому заказчик берет то, что ему более привычно (если у всех серо, зачем выделяться)? Риторический вопрос. Вот так и живем. Такие вот у нас волгоградские времена.