Давайте реже встречаться!

Сложно выразить как меня напрягают разговоры по телефону с заказчиками. На них тратится тонна времени. И с этим очень сложно бороться. Больше заказчиков — больше накладных расходов на переговоры по телефону.

Разговоры по телефону — это болезнь менеджеров. Ей подвержены все кто что-то продает (а именно для нужд продаж часто сайты и делаются). Все эти горячие продажи, правила ведения переговоров, НЛП техники, корпоративный стиль общения — на этом выросли сегодняшние менеджеры. Телефон 10 лет назад был единственным эффективным средством удаленно добраться до умов покупателей. Это работало. Но ведь изменилось что-то за последнее время. Интернет дал нам тонны новых способов взаимодействия: эффективных, удобных.

К сожалению, люди меняются гораздо медленнее технологий. Учиться вообще с возрастом все сложнее и сложнее. А если ты ас в своем деле, то тебе это и не нужно. Тем более, что ты контактируешь с такими же как ты потерянными в начале века менеджерами. Особенно в сфере продаж.

И вот руководитель принимает решение о создании сайта. Что ему нужно сделать в первую очередь? Понять что имеет дело с адекватными людьми.

Чего ждут от нас? Встречи. Мы должны приехать, одеться в соответствии с уровнем встречи, вести себя как адекватные люди, демонстрировать свои творческие способности и знания технологий, чтобы руководитель понял, что счет этих ребят он оплатит с определенной долей спокойствия.

Что такое встреча? Это туда пол часа, оттуда пол часа, там час. Что мы имеем после встречи — всеобщий восторг. Нам нравится как заказчик понимает нас и хочет нам дать свободу в изготовлении клёвого сайта. Заказчику нравится, что к нему приехали нормальные ребята, которые могут живо излагать свои идеи. Это как поцелуй — всем нравится, реальной пользы нет. На встрече мы не можем ничего детально обсудить. Половину забудем, половину потом неверно вспомним по записям. На слова из встречи в последующем общении никто опираться не будет  это эмоции. Это же были только идеи, концепции, мы обсуждали что-то, искали общий язык. Если встреча не имеет своей целью подписание бумаг — толку от нее нет. Если на встрече подписаны бумаги — она ценна настолько, насколько ценны почтовые марки, которые мы сэкономили не пересылая документы по почте.

Далее у заказчика безусловно возникает желание детально обсудить то что он хочет видеть на сайте.

Чего ждут от нас? Внимательного слушания и угуканья в трубку. Такого красивого угуканья, когда ты говоришь: да, угу, я вижу, хорошо, ммм. Что лучше всего получается у продажника? Говорить по телефону. Что он делает при заказе сайта? Говорит по телефону. Его речь стройна, пафосна в нужных моментах и разговор всегда заканчивается всеобщим пониманием чувств и желаний друг друга.

Что такое разговор по телефону? Это сеанс у психоаналитика. Алло, это Магвай? Дайте мне вашего психоаналитика. Я не вижу что вы там делаете, я вообще не понимаю в вашем ремесле. Почему сместить 10 пикселей влево — это 1 день, а вправо — это 2 дня.? Мне нужно с кем-то об этом поговорить. Мне просто нужно понять что мы с вами все еще держимся за руки и идем в нужном направлении. Разговор по телефону полезен только если он происходит в тот момент, когда и у заказчика и у проект-менеджера открыты на компах обсуждаемые материалы, они ими оперируют, и проект-менеджер делает текстовые и графические пометки по результатам обсуждения.

Телефонные разговоры по проекту по большей части бесполезны. Они продиктованы тремя мотивами:

1. Лень заказчика. Ведь для формирования своего мнения в письме, составления списка замечаний, нанесения комментариев на макет дизайна нужно время. Конечно для заказчика ценнее его время. Легче поднять трубку и дать это все под запись проект-менеджеру.

2. Недостаточный набор средств коммуникации у заказчика. Как объяснить, что телефон должен быть на 10 пикселей ниже логотипа? Если не знать какой величины пиксели, не уметь делать скриншоты, не уметь пользоваться графическими программами, не уметь посылать их по почте — это вообще невозможно.

3. Желание оказать эмоциональное давление на проект-менеджера. Ну как дать понять, что проект уже нужно сдавать завтра. Можно писать капсом, можно поставить 4 восклицательных знака. Но можно ведь поднять трубку и таким строгим строгим голосом пригрозить чем-нибудь, описать важность этого сайта для компании и последствия срыва сроков.

Все вышеперечисленное плохо. Первые два пункта вообще приводят к тому, что проект-менеджер компенсирует своим временем недостаточную эффективность заказчика в такого рода взаимодействии. Третий пункт парализует волю менеджера и заставляет его двигать очередь заданий дизайнеров и программистов совершенно нелогичным образом. Вцелом все приводит к снижению эффективности по всем проектам.

Пока золотой серединой для нас остается взаимодействие по электронной почте с заказчиками с пересылкой списков замечаний и графических материалов. Вовлекать заказчиков в обсуждение проекта с использованием онлайн систем ведения проектов очень сложно. Трубку поднять всегда легче же. Общение по мессенджерам на самом деле зло не меньшее чем разговоры по телефону. Тут опять требуется ежеминутное внимание + еще нужно формулировать сложные образы в мгновенной письменной речи. Хорошее общение по проекту — это то, которое позволяет подумать над ответом. Иногда нужно спросить мнение нескольких специалистов, иногда подготовить дополнительные материалы, иногда накидать набросок, а иногда просто забить и почитать хабр. Проект должен идти поэтапно, как мячик для пинг-понга. Заказчик и проект-менеджер поочереди делают и ловят подачи друг друга, но дают друг другу паузу между подачами.

Ну и конечно следует сказать, что в этом плане работать с другими городами благо. Хотя москвичи подозрительно щедро относятся к разговорам по телефону. Но все же: чем современнее компани, чем лучше люди ценят свое время, тем больше они используют самые эффективные средства общения. Ведь даже если выслать список замечаний по сайту и потом обсудить его по телефону — это намного круче нудного разбора замечаний по телефону. Волгоградская фишка — встречи. Кто-то ждет нас в гости, кто-то едет к нам в гости. Встречи назначают даже в кафе-ресторанах. Это конечно выдает в человеке олдскульного бизнесмена и сразу настраивает на так сказать «режим совместимости» с заказчиком, когда мы снисходительно и вежливо выслушиваем его телефонные мозгоедства, понимая, что так исторически сложилось.

Для заказчиков могу сказать казалось бы бредовые вещи: не приезжайте к нам и не звоните нам. Коль уж делаете сайт, давайте взаимодействовать в этих наших интернетах. Встречу можно — одну. чисто поржать посмотреть друг на друга. По телефону только по существу и только с опорой на текст или картинку. Отвыкайте уже от этих сладких слов в телефонной трубке. Говорить научились сейчас все, делать мало кто умеет. Вам разработчики такого напоют. Смотрите прежде всего портфолио, в портфолио смотрите на реально работающие сайты. На реально работающих сайтах смотрите на ваши ощущения от нахождения на них. Сейчас настала эра кнопочки «Like»: либо тебе что-то нравится и ты «Share», либо это информационный шум и ты закрываешь вкладку.



Самое интересное