Rework от 37signals.com

photo.jpg

Прочитал книгу основателей компании 37signals.com Rework — бизнес без предрассудков. 37signals начинали как веб-студия, а сейчас известны как создатели системы управления проектами Basecamp. Парни кратко изложили свое видение бизнеса, принципы по которым сами работают.

Некоторые мысли мне кажутся спорными, некоторыми слишком очевидными, но немало в книге и интересных идей.

Немного поцитирую.

Трудоголики упускают из вида самое главное. Они пытаются решать проблемы, просто посвящая им больше времени. Они хотят компенсировать интеллектуальную лень грубой силой. Это выливается в неизящные решения.
Именно так! Если ты постоянно не успеваешь выполнять дела в рабочее время, значит расходуешь время неэффективно. Мы стараемся не поощерять трудоголизм.

Самый простой и очевидный способ создать первоклассный продукт или услугу – сделать что-то, что бы вы сами хотели использовать. 
Так и появляются лучшие продукты. Как минимум, человек увлечен тем, что делаем, он удовлетворяет свою собственную потребность.

Значение имеет только то, что вы делаете, а не то, о чем вы думаете, говорите или что планируете.

Идея так и останется просто идеей, пока вы не начнете хоть что-то делать.
Идей всегда в избытке, и они стоят дешево. На самом деле первоначальная идея – это настолько маленькая часть бизнеса, что ее можно не принимать в расчет. Истинный вопрос состоит в том, насколько хорошо вы ее реализуете.

О подходящем времени, сделать что-то:
...идеальное время никогда не наступит. Вы всегда либо слишком молоды, либо слишком стары, либо слишком заняты, либо слишком устали, либо еще что-нибудь. Если вы постоянно беспокоитесь о выборе идеального момента, он никогда не наступит.

Становитесь прибыльными или исчезайте.
Пожалуй, слишком категорично. Но следующая фраза верна на все 100%:
Без четкого понимания того, как стать прибыльным, бизнес не является бизнесом – это не больше чем хобби!

О поэтапной работе:
Вы можете быстро превратить набор прекрасных идей в один паршивый продукт, если будете пытаться реализовать их все сразу. Вы просто не можете сделать все, что хотите, сразу на хорошем уровне. 
Знаю по себе. Бывает желание реализовать в сайте сразу кучу функций, фишек, вместо того, чтобы запускать их постепенно. Но тут еще страх — не сделаешь сразу, потом идея застрянет в рутине и не будет вредрена вовсе.

Неважно, как долго вы будете планировать, все равно какие-то вещи пойдут наперекосяк. Не нужно усугублять проблему, слишком долго откладывая ее и анализируя ситуацию еще до того, как вы хоть что-то сделали.
К черту всё, берись и делай! - как советует еще один гуру бизнеса Ричард Брэнсон.

В меню неудачных ресторанов слишком много блюд.
Лучше делать мало, но хорошо, чем много и бестолково. Применительно к нашим реалиям — компании, занимающиеся системной интеграцией, продажей софта, разработкой сайтов, полиграфическим дизайном и интернет-рекламой скорее всего не умеют толком ничего из вышеперечисленного. Впрочем, есть другой, комплексный подход. Компания не будет первой нигде, зато ее клиенту не придется куда-то ходить в поисках других услуг. Работая в узкой нише, можно и не выжить.
В книге смысл высказывания идет в сторону «тратьте меньше сил и времени на решение проблемы», но я развил ее в другую сторону.

Про перерывы:
….они губительны для продуктивности. Неважно, чему посвящены перерывы. Важно то, что, когда вас прерывают, работа не делается.
Это правда. Постоянные переключения на телефонный разговор, сообщение в ICQ, вопросы коллег отвлекают. Нужно какое-то время в течение дня, чтобы тебя не отрывали от рекущего дела. Особенно это актуально для дизайнеров и программистов. У менеджеров так не получится.

Ищите решение в стиле дзюдо, решение, которое будет наиболее эффективно при минимальном количестве затрат. Все «дзюдо-решения» сводятся к тому, чтобы, делая меньше, получать больше.

Вложите свой уникальный образ мышления в то, что вы продаете. Добавьте в продукт что-то, чего не смогут предложить другие.
Это будет то, что никогда не скопируют конкуренты.

Если вы считаете, что ваши конкуренты – отстой, так и скажите. Прямо назвав вещи своими именами, вы будете способствовать сплочению своих сторонников. Быть «анти-» – это отличный способ выделиться и привлечь последователей.
Наши конкуренты — отстой! :) Иногда мы применяем данный прием. Вы же знаете, чьи мы «анти..»? )

Главное, чтобы ваш продукт нравился вам самим.
Истина.

«Я думаю, он вам понравится, потому что он нравится мне» – вот лучшая рекомендация, которую клиент может услышать от сотрудника компании.
Эх, если бы эта фраза еще и работала при общении с клиентом.

Маркетинг - это образ жизни, то, чем все работники вашей компании занимаются 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Согласен. Главное, чтобы это все сотрудники понимали.

Выбирая между несколькими претендентами на одну и ту же позицию, отдавайте предпочтение тому, кто лучше других умеет писать... Умение ясно излагать свои мысли – это признак ясного ума.
Этот принцип я всегда применяю на практике. Шансы соискателя на место стремятся к нулю, если он присылает письмо-резюме, написанное безграмотно.

Будет лучше, если вы сами обнародуете плохие новости, не дожидаясь возникновения благодатной почвы для распространения слухов и недостоверной информации.
Мысль верная. Хотя психологически бывает непросто сообщить плохую новость первым. Сюда же можно отнести и сообщение о возникшей проблеме, которую можно разрешить. Тут логика у людей такая: вот-вот, сейчас исправим, исправляем уже, делаем. И кажется, что быстро все поправить удасться, зачем волновать клиента. А если исправить не удалось оперативно, то выходит, что о проблеме знали и умолчали.

По поводу быстрых ответов клиенту:
Письмо в духе: «Позвольте мне детальнее изучить проблему и связаться с вами позже» способно сотворить чудеса.
Стану применять такой ответ чаще, а не от случая к случаю.

Каждый член вашей команды должен иметь возможность связаться с клиентами, пусть не каждый день, но как минимум несколько раз в год. Только так ваши сотрудники смогут почувствовать душевную боль и досаду, которую испытывают порой ваши клиенты. Непосредственная связь с клиентами, выслушивание их претензий – единственное, что мотивирует людей искать решение проблем...
...не ограждайте сотрудников, выполняющих «внутреннюю» работу, от обратной связи с клиентами. Никто не должен быть освобожден от необходимости выслушивать резкую критику.
Верно, но есть нюансы. Пусти программиста к клиенту, так последний может так увлечься общением, что по любой мелочи станет связываться напрямую с разработчиком, а не с менеджером. И отвлекать его от других задач (см. пункт про перерывы в работе).

Негативные отклики почти всегда громче и эмоциональнее, чем позитивные. Это аксиома. Даже если б́ольшая часть ваших клиентов довольна изменениями, вы слышите только негативные голоса.
Люди по сути консервативны и бояться перемен.

Относясь к сотрудникам как к детям, вы получите сделанную по-детски работу. Тем не менее именно такое отношение практикуется руководством многих компаний. Подчиненным нужно спрашивать разрешения у начальников, прежде чем что-то сделать, получать добро вышестоящих на любые незначительные расходы. Удивительно еще, что их не заставляют спрашивать разрешения, чтобы сходить в туалет.
Надо воспитывать в сотрудниках самостоятельность и инициативу, а не рубить ее на корню. Да, самостоятельность иногда ведет к ошибкам. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Никакими мерами вы не сможете добиться того, чтобы каждый работал ровно восемь отведенных для этого часов... Немного времени, проведенного на Facebook или YouTube, еще никому не вредило.
В нашей компании не блокируется ни Фейсбук, ни Вконтакте, ни Ютьюб. При желании сотрудник все равно доберется до нужного сайта через анонимные прокси или просто вместо Фейсбука пойдет читать ЖЖ, вместо заблокированного ЖЖ Ленту.Ру, вместо Ленты Анекдоты.Ру и так далее.

Не могу. Когда вы говорите «не могу», вы скорее всего можете.
Наш технический директор не любит слышать от программистов слова «не могу» и «не знаю». Не знаешь как решить проблему – погугли, не нашел ответ, спроси у коллег. Не знают и коллеги - погугли снова.

Маленький – это не просто промежуточный этап. Маленький – это прекрасный пункт назначения сам по себе.
Эта мысль проходит через всю книжку. Все стремятся быть большой компанией. Много сотрудников, большой офис — это признак успеха.
И правда, если кто-то, не знакомый с отраслью, спросит сколько человек работает в вашей организации, услышит — 200, он подумает, - ого, успешные ребята. А если ответ будет — 10, то человек решит, что вы либо новички, либо особого успеха пока не добились. Вот и нет, - говорят авторы. Куда важнее быть прибыльным, эффективным. Большая компания — большие проблемы, ею труднее управлять. Быть маленьким не так уж и плохо. В штате 37signals меньше 20 человек, при этом компанию знают во всем IT-мире и прибыль у них многомиллионная.
Над этим раньше я не задумывался.

И напоследок:
Любой, кто управляет стабильным и прибыльным бизнесом, неважно большой он или маленький, может гордиться собой.



Самое интересное