Волгоград Москва (8442) 36-79-77 (495) 215-29-73

info@magwai.ru

разработка и продвижение сайтов


Всеобщая мобилизация

03.05.2011

Интересные вещи происходят вокруг:

- Широкое распространение получают мобильные компьютеры в форматах планшета и телефона.
- Развиваются операционные системы для мобильных устройств: iOS, Android, Windows Phone OS.
- Мобильный интернет доступен повсеместно: WiFi дома, в офисе, публичных местах, 3G в дороге.
- Развиваются сервисы, которыми легко пользоваться с этих мобильных устройств: дропбокс, почта, фотохостинги, видеохостинги, аггрегаторы новостей, виджеты соцсетей.
- Индустрия игр развернулась в сторону мобильных устройств или мини-игр в соцсетях.
- Люди начинают использовать интернет не как базу знаний, к которой можно периодически подключаться, а как непрерывный сервис: навигация, переговоры, социальные связи, информационные ленты rss и твиттера.

По сути при наличии пачки аккаунтов от сервисов повседневной необходимости и мобильного устройства, например, iPad, компьютер мне становится нужен только для работы и только по 3м причинам:

- Большой экран.
- Привычные средства ввода информации: клавиатура и мышь.
- Наличие всего комплекса программ для работы.

Постепенно вокруг нас появляется все больше удобных интерфейсов для общения с компьютером. Гуглокарта прекрасно скроллится и зумится пальцами, товары легко искать фоткая штрихкоды, фотки лучше упорядочиваются, если можно их искать по месту съемки на карте, машинка в гоночках легче управляется наклоном устройства.

Вот года 3 назад мир мне казался каким-то простым. Сел за комп — на тебе информация, работа, переписка. Вне компьютера мир вполне спокоен, не перенасыщен событиями.  Захотел купить фотоаппарат: посерчил отзывы, посмотрел маркет, пошел, купил. Захотел фильм: нашел торрент, поставил на закачку, смотришь. Захотел высказаться — пишешь в блог.

Сайты тоже было делать проще. Есть макет, есть движок, есть понимание как это все соединить, чтобы работало.  Да и от сайта многого не требовалось. Виси себе в интернете, рассказывай о какой-то чудесной компании, продавай ее продукты. Сайты вяло общались между собой. Разве что RSS подтянуть откуда-то, каталог выгрузить в маркет.

Компьютеры соревновались мегагерцами, игры требовали все более мощных видюх, росла диагональ экранов LCD мониторов.

Потом началось. Сначала ноутбуки. Долго к ним народ приучали, делали их легче, мощнее, тоньше. Но что-то как-то не курили люди что с ними делать. Ну да, мобильный, ну да, носить в сумке можно. А куда? В кафе с вайфаем? В универ? На работу? Кому-то это было нужно. Большинству — нет. Человек в публичном месте с ноутбуком, по-моему, похож на нового русского из 90х с большой GSM трубкой.

Затем пошли нетбуки. Маленькие бесполезные штуки такие, которые до сих пор пытаются преподнести как женскую радость, DVD-плеер в дороге, органайзер с кнопочками. Скорее это для тех, кто хотел иметь свой переносной комп, но не мог позволить ноутбук по цене или весу. Сколько раз видел у прилавков мужиков таких далеких от IT, которые выбирали их в подарок своим благоверным.

Сфера мобильников развивалась достаточно убого: дисплей больше, камеры на 1,3, 5 мпикс, qwerty клавы, JAVA-приложения, opera mobile, попытки пользоваться интернетом по gprs. Я уже привык, что телефон — это фотоаппарат, SMSки и звонки.

Ну а потом пришел Стив Джобс и сказал, что всем нам нужны плоские мобильные компьютеры в формате телефона (iPhone и iPod) и формате планшета (iPad). И у него на это были основания:

- Научились делать маленькие экраны большого разрешения.
- Засунули достаточно мощные процессоры в форм-фактор телефона.
- Отладили производство флэш и SSD памяти.
- Научились питать все это с помощью небольших аккумуляторов.
- Повсеместно появился WiFi и 3G
- В интернете появился контент для мобильников: соцсети, браузерные мини-игры, приложения.
- Появилось поколение людей, которые реально могут всем этим пользоваться.

Встретить появление всего этого с готовой операционкой (iOS), устройствами, идеей простоты и аппстором — гениально. С учетом наличия большого количества флэш игр и приложений в фейсбуке новые мобильные устройства сразу бы стали флэш-плеерами, а флэш — основой разработки. Все мимо аппстора. Запретить флэш — гениально.

Сейчас удобные мобильные микрокомпьютеры начинают выпускать все. Уже и 3 лагеря есть: iOS, Android, Windows Phone. Просматривается вектор развития:

- Наращивание мощности мобильных устройств до уровня беспроблемной поддержки больших разрешений.
- Перенос тяжелых вычислений и хранение данных на удаленные серверы.
- Мир тонких клиентов с удобными для человека интерфейсами, аккаунтами на облачных сервисах.

Когда я не держал в руках iPad, я думал, что это компьютер. Когда поигрался с ним, то понял, что это лишь тач-экран с доступом к большому компьютеру — интернету. Пока это все фрагментарно: файлы на дропбоксе, почта на гмайле, фотки на пикасе, социальная жизнь — в соцсетях.

Когда я не видел iPhone, я думал, что это телефон. В процессе пользования, становится понятно, что если удалить иконку телефона из дока и поставить на ее место скайп, то не много он потеряет в функциях, особенно если постоянно находишься в местах с WiFi.

Постепенно понимаю, что мне не нужен телефон. Мне нужен мобильный компьютер, который вне стен дома или офиса может поддерживать меня на связи с помощью GSM модуля. Мне не хочется сидеть и читать хабр на компе — iPad удобнее. Мне мало карты гугл. Мне нужна карта с компасом, навигатором, GPS и базой заведений вдоль моего пути. А лучше дополненная реальность. Все это сейчас дают мобильные устройства.  И это меняет нашу жизнь.

Это действительно время перемен интерфейса общения с компьютером, устоявшегося десятилетиями. За компьютером уже не нужно сидеть. С ним можно лежать, ходить, моментально включить и выключить. Конечно это не касается работы. Это касается всего остального времени, которое раньше не было так тесно связано с интернетом.

Сайты, которые мы делаем сложно укладываются в весь этот мобильный мир. Они большие, они зумятся, долго грузятся и скролятся, на них нет унифицированной системы навигации с помощью табов. На мобильном устройстве мне скучно читать текст «о компании», я хочу видео, интерактивного тура, клёвого слайдера. быстрого доступа к продукции компании, магазина. Карта проезда в виде картинки или куска гуглокарты — старье. Хочется нажать на экран и проложить маршрут до офиса компании. В контактах при клике на телефон должен начаться набор номера, информация об акции, спецпредложении должна быть доступна для расшаривания моим друзьям, для установки напоминания. Да таких мелочей сотни. Это просто другой веб. Может и не веб вовсе.

Постепенно приходит осознание ограниченности рядовых сайтов. Они не впишутся в мобильный мир с его приложениями для каждой мелочи. Очень много информационных сайтов уже сейчас больше похожи на сервисы. Компаниям мало поискового продвижения. Нужно позиционирование в соцсетях, именно любовь пользователей, их интерес, внимание. По-моему, веб-разработчики совсем не готовы к таким большим переменам. Это в корне меняет подход к разработке сайтов.  Например, интернет-магазин. Нужно быть готовым к:

- Созданию сайта магазина.
- Созданию приложения магазина для соцсетей.
- Создания приложения магазина для iPhone, Android, WP.
- Продвижение сайта в поисковиках, соцсетях (не баннеры для дураков, а SMO), продвижение приложения в соцсетях, в маркетах аппсторе и андроид-маркете.
- Также нужно иметь инструменты, способные быстро привлечь внимание к какому-то эвенту: опыт вирусных компаний в твиттере, вконтакте, тематических блогах.

Это конечно не всем нужно. Но это то, что скорее всего будут ждать от веб-студии, на что будет спрос. В перспективе для студии опасно придерживаться разработки только сайтов: можно просто оказаться в загибающейся отрасли. Ну не загибающейся, но ценные кадры и заказы из нее уйдут в мир более удобных интерфейсов. Да и вообще, если заниматься только сайтами, только приложениями, только продвижением, то переспектива одна — быть бэк-офисом мета-студии, которая умеет искать клиентов и отдавать все эти работы на субподряд. Получается, чтобы встретить дивный новый мир, нужно сильно видоизмениться и многому научиться, иначе будет стагнация и потеря комплексности услуг.

Волгоградские студии с начала года заметно оживилсь: кто-то занялся стартапами, кто-то переходит на типовые решения, есть попытки делать экстремально дешевые сайты в большом количестве. Самая заметная тенденция — НЛП прокачка менеджеров у бизнес-тренеров. Акцент смещается с производства на продажи. На рынке много готовых решений, например от Битриска, Юми. Обычные сайты уже не обязательно делать, их нужно продавать, верстать шаблоны и устанавливать. То есть по сути местные студии в какой-то степени становятся ритейлерами коробочных продуктов крупных производителей софта. Отсюда семинары, продуманные предложения для отдельных категорий заказчиков, корпоративный лоск сайтов студий.

Думаю как раз мобильный веб, интеграция веба и приложений, реклама в соцсетях расставят студии по своим местам. Пока рынок в Волгограде достаточно однородный, а необходимость выполнять все более разнообразные работы будет вынуждать выбирать специализацию. И этот процесс уже пошел. По крайней мере студии-интеграторы уже вырисовываются. Еще обязательно должны выделиться студии-мастерские, которые будут делать упор на отдельные части веб-работ: программирование, дизайн, соц. сети, мобильные устройства. Ну и конечно же класс на все готовых студий-сайт-за-3-рубля.

Думаю, что Магвай в свете этих перемен будет находиться в хорошем положении. У нас есть ряд заказчиков, которые требуют от нас перемен: создание мобильных версий сайтов, создание сайтов-евентов, сайты со сложной интеграцией с базами предприятий, продвижение бизнеса в соцсетях, множество торговых сайтов и их продвижение. Это все при наличии опыта как в фирменном стиле, так и в брендинге, неунылых дизайнерах, программистах, не связанных ни с какой cms, а также менеджерах, которые думают не о том кому бы продать, а о том как сделать все это. Мы живем в интересное время и круто то, что мы можем не только удивляться происходящему, но и удивлять других.

Метки: , ,