Мертворожденные проекты

Интересно сравнение проектов с детьми. Вот он начинается, зарождается. У него есть отец – заказчик, который дает посыл к началу работы, есть мать – разработчики (Студия), которая делает – вынашивает проект, дает ему возможность родиться и увидеть белый свет. После рождения дети могут расти, развиваться. Вот была маленькая визиточка, а стала большим интернет-магазином, некоторые детки остаются малышами всегда и не развиваются. Это не плохо, но и не хорошо – эдакие середнячки. Через несколько лет они могут поменять внешний вид, перейти на более совершенный этап прогресса в технической части – они не растут в развитии, но и не отстают от современных тенденций. Середнячки в тренде. Есть такие, которые чахнут – им не хватает заботы и внимания. На них забил заказчик, создал и сам не понял зачем. Их не обновляют, не наполняют – не кормят, не одевают и такие обычно через пару лет умирают. Заказчики даже забывают продлить доменные имена таким сайтам, потому что не нужно.

А есть мертворожденные проекты. Это проекты, которые делали, да недоделали. Разработчики не смогли сделать, переоценили свои силы, не справились, не захотели дальше продолжать. Много еще причин может быть. Иногда дело не в Студии, а в заказчике. Закончилось финансирование, расхотелось продавать те или иные товары или оказывать те или иные услуги через данный сайт, перестало нравится то, что получается у разработчиков, не пришли к консенсусу – банальное житейское – непримиримые противоречия. Да мало ли еще что. У этих проектов еще есть шанс воплотиться в жизнь, в другой студии или с другим заказчиком. Но он очень мал. А все потому что этих деток не любят.<!--more-->

Мне сложно говорить о том, почему заказчик должен любить проект.  Я не играла с той стороны. Так что, думаю, скорее даже не любить, а желать достичь нужного результата. Получить качественную привлекательную площадку для продажи своего товара, грамотно и понятно рассказать об умении своей компании оказывать услуги, сделать благое социальное дело, а может просто выслужиться перед руководством. Это желание должно руководить заказчиком - инициатором процесса разработки - на протяжении всего проекта. Оно должно быть сильным, но в меру.  Если желание небольшое, да и вообще все это и не нужно вовсе, то ресурс сразу обречен на провал. Если желание слишком горячее и приходится изводить разработчиков на выходных и в нерабочее время бесконечными правками, комментариями, принуждать к их исполнению, не рассматривая пагубное влияние на проект в целом – то можно обжечься – тогда Студия перестанет любить своего ребенка. Ей он станет в тягость, неинтересен.  Она посмотрит на него с материальной точки зрения, хотя до этого смотрела только с материнской.  Она любила проект раньше и готова была работать над ним даже в неурочное время, чтобы он получился красивым, развитым, технологически совершенным. А сейчас, когда Студии навязывают свое мнение, не ставят ни во что ее собственное, профессиональное – она будет бунтовать. Начнет взвешивать и оценивать, а нужен ли этот проект вообще, готова ли она его делать дальше, не тянет ли он из нее все соки, да и стоит вообще заморачиваться. И на этом этапе уже не вернешь прежнюю любовь к проекту – желание Студии сделать отличный, качественный проект. С той минуты, когда встанет вопрос: «а зачем это нужно нам, разработчикам» – пойдет отсчет очередному проходному проекту Студии. Если материальный интерес высок, то проект будет сдан и сделан. Если нет, то велика вероятность отмены рождения этого проекта в этой Студии.

Возможно заказчик будет настойчив и сыграет на чувстве ответственности разработчиков. Они посмотрят на себя со стороны Взрослого* Бернс, вспомнят о собственных обязательствах, данных при начале сотрудничества и все-таки доведут дело до конца. Но, если речь идет о творческом коллективе, который работает на результат – то тут нельзя ничего сказать наверняка.

Есть много причин, почему Студия может разочароваться в своем детище. Но самый большой и главный – всепоглощающее вмешательство заказчика в процесс. Когда заказчик перестает играть роль Отца-Зачинателя проекта, а начинает полностью руководить процессом. Он говорит – вот это мы подправим, эти цветочки нужно сделать ближе, это окно не слишком романтичное, у девушки некрасивый взгляд и волосы, эта блондинка не возбуждает моего бойфренда, а обстановка в комнате слишком пафосна, у дерева слишком широкая крона, а у белки нет улыбки, облака мрачны, а графике не хватает контраста, трава слишком густая, а солнце слишком яркое. Заказчик превышает свои полномочия, теперь он рисует руками дизайнера. Если перенести это на наш язык сравнения – равносильно тому, чтобы Отец лепил длину пальцев ребенка, выражение лица, цвет глаз, форму головы. Это нонсенс, точно такой же как править работу мастера. Наверняка, многие дилетанты, а, возможно, и профессиональные художники, глядя на картину Мона Лиза думали, что и как они могли сделать иначе – изменить улыбку, разрез глаз, одеяние, задний фон. Но вот только Леонардо Да Винчи такой один, а их много. Он мастер своего дела, признанный гений, профессионал.

Указывая что и как надо делать – заказчик подсознательно или сознательно не считает разработчиков профессионалами, что не может положительно сказаться на дальнейшем сотрудничестве. Конечно, не все комментарии бессмысленны, есть те, к которым можно и нужно прислушаться разработчикам. Но когда по итогам разработки дизайна сменилось 3 менеджера, писем от заказчика с правками набралось около полутысячи, сделано 4 полноценных иллюстрации и 2 пакета внутренних страниц – стоит подправить что-то в консерватории. Студия не любит такого заказчика, она хочет поскорее закончить эти мучения. Она понимает, что проект мертв изначально. Он может потом родиться и жить дальше, но поддержки и интереса от Студии не получит. Она забудет его как страшный сон, оправдывая деньгами или взятыми обязательствами. А если и того будет недостаточно – бросит на полпути и вздохнет от облегчения. Потому что знает, что ничего путного все равно не получится

А если мать понимает, что из ребенка не выйдет ничего хорошего, то, скорее всего, так и будет – ей виднее.


Самое интересное