Письмо или картина? Как корреспонденция иллюстратора Акселя Шеффлера стала выставкой

Вопрос «Где брать вдохновение дизайнеру?» часто обсуждают в профессии. Мы в дизайн-студии MAGWAI уверены, что искусство — та самая переменная в этом творческом уравнении. Например, мы уже показывали малоизвестные картины сюрреалистов. А сегодня для вдохновения предлагаем сходить в Берлинский музей коммуникаций. Там побывала Нина Калаус, СЕO и визионер дизайн-студии MAGWAI.

Есть такие забавные люди — художники-иллюстраторы. Почему забавные? Потому что обычному человеку едва ли придет в голову разрисовать белый конверт для писем. Всем же понятно, что это почти документ. Надо написать адрес, обязательно разборчивым почерком, заклеить, положить в ящик и смиренно ждать у окошка ответа. А иначе письмо может не дойти.

Но все эти регламенты, правила, запреты не для художника. Он видит белый лист и… вот уже адресат получает не просто письмо, а маленькую картину! Именно так уже 40 лет поступает Аксель Шеффлер. Давайте же с ним познакомимся.


Немецкий иллюстратор из Лондона

Вы что-нибудь слышали про Груффало? Этот мохнатый зверь с огромными клыками покорил многих детей от 3 до 7 лет по всему миру. Придумала персонажа английская писательница Джулия Дональдсон. Первая книга про Груффало появилась в 1999 году. И сразу с иллюстрациями Акселя Шеффлера. В 2010 году в Британии книга занимала первое место среди любимых детских книг.

В честь 20-летия Груффало в 2019 году Королевская почта, а также почта Германии заказали художнику специальный выпуск марок. Одна из них на конверте, который Шеффлер отправил своему другу в Кельн.

331684438_750205433357137_4903263654359953311_n (1).jpegНа этом же конверте художник изобразил и Груффало.


Аксель Шеффлер родился в Гамбурге в 1957 году. Вот что сам он пишет в автобиографии на сайте:

С раннего возраста мне нравилось рисовать, и, когда я окончил школу, я понял, что хочу заниматься искусством. В 1977 году я подал заявление в Художественную школу, чтобы стать учителем, но мне отказали, поэтому я начал изучать историю искусств в университете в Гамбурге, но вскоре обнаружил, что я не академик, и бросил это дело, так и не получив диплома


Аксель Шеффлер

А в 25 лет Аксель уехал в Англию, где изучал визуальные коммуникации. С середины 1980-х годов Шеффлер начал иллюстрировать детские книги. Сегодня в его списке около 120 книг. Сам художник признается, что точно никогда не считал.

При этом автору часто задают тот самый вопрос «Где вы черпаете вдохновение?». А он отвечает, что вдохновение рождает сам текст. Обычно картинки приходят в голову, когда Аксель читает рассказ и переносит его на бумагу.


Фантастические картины-конверты Акселя Шеффлера

Когда Аксель Шеффлер оказался на Британских островах, шел только 1982 год. Электронные письма, эсэмэски, мессенджеры еще не отобрали у почтовых компаний работу, а у людей возможность поупражняться в чистописании. Шеффлер отправлял много писем домой, друзьям, художникам, издателям. И каждый конверт по своему дорабатывал. В таких работах иллюстратор мог позволить себе все, что угодно. Ведь в основном он создавал рисунки для детских книжек. Но сюжеты порой приходят недетские…

331470431_1374692669981106_5402187939255297766_n (1).jpeg

331430211_127744750244792_5733929979605770896_n (1).jpeg

331532656_590213779825190_1308644618634155505_n (1).jpeg

326864977_1209402866361269_5065664400460436321_n (1).jpeg

Чтобы собрать вместе почтовую коллекцию рисунков Акселя Шеффлера, десятки человек передали музею свои артефакты. Среди адресатов — коллеги-иллюстраторы Анке Куль, Ротраут Сузанна Бернер, Филипп Вехтер, автор детских книг Джулия Дональдсон.

Каждый конверт интересно рассматривать, ведь это не просто картинки. Как и любой художник, Аксель Шеффлер добавляет символы и смыслы даже в такие небольшие работы. Часть почтовых картин навеяна марками, которые автор тщательно отбирает. Ведь сама по себе марка — тоже искусство.


331734194_1770210436730687_7078395713942468060_n (1).jpeg

331450406_1416280435873588_3596568127666434725_n (1).jpeg

331682479_871887453920043_5450000327292752636_n (1).jpeg

331687010_1534597507024940_4052261536788444729_n (1).jpeg

331420260_763041455167467_4365158705926159578_n (1).jpeg

По другим рисункам можно сразу сказать, в какой период отправлялись письма. Так, во время пандемии художник заботливо одел своих персонажей в маски. Впрочем, нельзя не заметить некоторой иронии в этих посланиях.

331470533_219802830584337_2283399609810282788_n (1).jpeg

331664015_124972133705836_2499879762871941462_n (1).jpeg

331422141_3040790299558824_5742858682907537399_n (1).jpeg

Отдельное место в эпистолярно-изобразительном творчестве Шеффлера отведено королеве Елизавете II. За 70 лет ее правления в Великобритании выпустили миллионы марок с изображением монаршей особы. Кстати, сама королева коллекционировала редкие марки. А на своих конвертах Аксель Шеффлер помещал Елизавету II в необычные обстоятельства, так что получился почти комикс из жизни королевы. Вот, например, Елизавета II в венецианской гондоле, а вот она отворачивается от розы. Обратите внимание на имя адресата под цветком.

331719378_3296402510611308_6836513556687900751_n (1).jpeg

331779545_3298895727038686_2663800173993327282_n (1).jpeg

331650130_166000432959891_3129278728111513875_n (1).jpeg

Политические события и личные тоже встречаются на конвертах. Достаточно посмотреть на имя адресата — Мартин Шеффлер — и внимательно рассмотреть рисунок. Не ошибемся, если скажем, что внутри поздравления с пополнением в семействе Шеффлеров.

331471310_528969849346167_7748298645091294813_n (1).jpeg

Есть и просто забавные, ироничные, фантастические сюжеты.

331517020_1331401254370538_3361468011516261606_n (1).jpeg

331406728_206349225397740_2140455057704484094_n (1).jpeg

331508324_1271183743610083_9057798873150557030_n (1).jpeg

331684461_444053947906312_4151751860444741689_n (1).jpeg

331734185_1152053415480311_8650542591007140465_n (1).jpeg

331707270_2332659976902463_6303981616890958380_n (1).jpeg

331722584_1892219654489703_5481338236089917654_n (1).jpeg

331696545_954989695912468_4972183899756250268_n (1).jpeg

Сама тема писем для художника очень важна. Если приглядеться к датам на конвертах, то можно оценить разброс: вот 1980-е, а вот 2021 год. Да, электронные быстрее, но даже эмозди не делают послание таким душевным и теплым, как письмо-картина от руки.

Чтобы традиция писать письма сохранялась как можно дольше, художник создал почтальона-утконоса и назвал его Платипост (Platipost — игра слов со словами platypus, что переводится как «утконос» с английского, и post — «почта»). На выставке посетители могут распечатать Платипоста. А потом вдохновиться и тоже на белом конверте создать дополнительное к письму послание. Главное, чтобы адресат, который оценит, нашелся.

331450223_895351118417565_7860714602193987757_n (1).jpeg

Утконос Платипост разносит письма, поэтому в период пандемии художник решил защитить почтальона с лапами. Сегодня, когда надпись «Создано искусственным интеллектом» встречается все чаще, такие иллюстрации от руки останавливают взгляд. Даже если попросить Midjourney создать рисунок, а ChatGPT написать к нему историю, у этого не будет той глубины, которая есть у каждого произведения искусства. Мы в этом уверены. Ведь иллюстрации — наше любимое направление, и этому мы посвятили три статьи:

Здесь собрали работы 2010-х годов. Наш маленький музей и возможность понастальгировать. Кстати, многие иллюстрации и сегодня смотрятся актуально!

Во второй статье рассказали о трех стилях в иллюстрациях, которые, по нашему опыту, отлично решают бизнес-задачи, например, на сайте.

Еще один материал — это наши методы создания иллюстраций. Показываем примеры проектов и отвечаем на тот самый вопрос «Где искать вдохновение?».

Кстати, один из ответов — на выставках. А если нет времени идти в музей, то можно заглядывать в нашу рубрику «Вдохновение дизайнера».

Ушли искать для вас новые работы.)




Самое интересное