Вопрос креатива: пм vs дизайнер

Организовать продуктивное и налаженное сотрудничество менеджера проектов и дизайнера — задача непростая. Здесь можно столкнуться с такими проблемами, как сроки, которые ставит пм и которые нарушает дизайнер, различным видением графического решения, да и просто личностными особенностями каждого. Но, основная проблема, с которой столкнулись мы, были ни сроки, ни характеры и даже ни чувство прекрасного, а креативная составляющая этого процесса. А именно — кто из двух должен ей заниматься. Оговорюсь сразу, мы студия небольшая — наш рабочий процесс строится на том, что первоначально мы придумываем идею для сайта — графическое и программное решение, которое реализуем в виде скетчей, на основе которых и презентуем идею сайта заказчику. Сама по себе мысль так организовать работу была неплохой, студии очень нравилась, но именно она и стала камнем преткновения на начальных этапах работы. Дизайнер рисовал красиво, придумывал хорошие идеи, пм рисовал неплохо (но на бумаге) и мнил себя креативщиком. Вот так и столкнулись два мнения, оба были упертые и уступать другому не хотели. Студия претендовала на красивые и креативные дизайны. Работы было много, таланта дизайнера хоть отбавляй, креатива у обоих через край — что и приводило к горячим спорам — каждый отстаивал свою идею. В таких спорах рождалась третья идея, еще лучше, но это пагубно сказывалось на рабочем процессе и рабочей обстановке. Оба поняли, что проблему надо решать.

Решение 1.

Первым на уступки пошел пм и предоставил дизайнеру право креативить в одиночку. Пм искал клиентов, занимался бумажной волокитой, составлял проектную документацию и руководил процессом. Для клиентов разницы не было — дизайны получались красивые-креативные, отношения между дизайнером и пм — замечательные. И все бы хорошо, если бы ни одно «но» — сроки. Дизайнер делал все хорошо  — и креативил, и рисовал, но очень долго. Договоры с клиентами позволяли укладываться в затяжные сроки, но вот кпд студии сильно сократился. Оба признали этот выход неэффективным и неоптимальным.

Решение 2.

Следующим сдался дизайнер и предоставил пм свободу творчества. ПМ обрадовался и с рвением взялся за дело. Дело пошло быстрее — пм придумывал, рисовал скетчи от руки, показывал их заказчикам — они утверждали — дизайнер рисовал. Все довольны и счастливы, включая заказчиков. В итоге получился некоторый, ощутимый выигрыш по времени, но и тут возникла новая проблема. ПМ придумывал хорошо, но его решения не всегда были оптимальными с точки зрения графики, к тому же, не имея навыков верстки, пм приходилось обсуждать идеи с программистом, иногда советоваться с дизайнером — что сильно влияло на рабочий процесс пм — он начал брать сверхурочные, работать дома. И, в конце концов, сдался сам. Вариант оказался также неоптимальным.

Решение 3.

Исходя из ошибок предыдущих опытных экспериментов, оба начали думать и анализировать ситуацию вместе. И пришли к выводу о командной работе, и даже не вдвоем, а привлекая сюда программиста и сеошника. В итоге получилась хорошая такая, командная, работа над проектом. ПМ находил клиента, работал над заключением договоров, составлял бриф с заказчиком — после этого рассылал всем участникам процесса бриф, они знакомились со сферой деятельности заказчика, пожеланиями — и начинали думать об идеях. Затем предлагали свои мысли по этому поводу, пм с дизайнером говорили о креативе, программист о программной реализации, различных js-эффектах и «оживлении» дизайна, сеошник о моментах, учитываемых при дальнейшем продвижении сайта. И, самое главное, все стали думать не только о креативе и красивости сайта, а еще о юзабилити, удобстве использования своего продукта.

Проблема «кто же все-таки придумывает идею сайта» решилась при таком процессе очень легко — идею может придумать любой участник команды. Каждый перед обсуждением имеет время подумать над идеей, а затем высказать ее. В основном, креативят все-таки по-прежнему пм и дизайнер, оба обсуждают коллективно свои идеи и в команде решают — какая из них лучше. Часто при такой командной работе выбранная идея обрастает массой интересных фишек и решений, а иногда модифицируется в более изящную.

Таким образом, мы работаем по такой схеме уже около 2-ух месяцев, сбоев в работе не было, срывов сроков также, отношения в коллективе замечательные, заказчик практически всегда доволен сайтом, и самое главное — каждый занимается своим делом.



Самое интересное