Фотограффити из Берлина: как исчезающее искусство помогло создать образ дизайн-студии (18+)

Однажды мы в дизайн-студии Магвай опубликовали в соцсетях граффити из Берлина. А потом это превратилось в рубрику, которой уже 3 года. Каждый раз делаем фото, ищем историю работы. Зачем? Это не только интересно, но и помогает нам доносить до аудитории ценности и привлекать клиентов.

В XX веке оказалось, что латинское крылатое выражение Ars longa, vita brevis справедливо не во всех случаях. Например, срок жизни граффити довольно короткий. Редко бывает, что настенная живопись сохраняется на годы. Гораздо чаще одна работа через несколько месяцев сменяется другой. На «холсты» из стен — очередь.

Одна из столиц европейского граффити — Берлин. Именно оттуда и началась история нашей рубрики #берлинскиеарты . Первые фотографии одного из граффити себе на память сделала СЕО дизайн-студии «Магвай» Нина Калаус, когда переехала в Берлин. У нас есть давняя традиция — обмениваться тем, что вдохновляет.

Через время оказалось, что на месте первой работы появилась другая. Мы поделились этим в соцсетях, а потом стали сохранять не только сами арты, но и находить их истории. Сегодня это часть позиционирования. Для нас граффити — самовыражение, свобода, эксперименты, исследование. Этот подход мы применяем и в работе. Конечно, рассказываем об этом. Экспертность, кейсы, выступления... Но рубрика как деталь помогает ненавязчиво дополнить образ дизайн-студии. И это — один из инструментов, который создает историю вокруг бренда.

Как Берлин прославился уличным искусством

Во многих источниках расцвет граффити в немецкой столице связывают с падением Берлинской стены. Действительно в 1989 году, когда произошло одно из самых значимых во второй половине XX века событий, стена превратилась в своеобразную выставку. Чего стоит знаменитая картина «Братский поцелуй» Дмитрия Врубеля, который оказался в числе пятерых художников из СССР, сделавших первые граффити на восточной части стены. Это до сих пор один из самых известных в мире стрит-артов. Именно благодаря работе Врубеля поцелуй Брежнева и Хонеккера попал даже на сувениры

jr2dK66V.pngЗнаменитое граффити Дмитрия Врубеля "Братский поцелуй", один из узнаваемых символов Берлина

Но первые работы на берлинских стенах появились гораздо раньше. Разумеется, в ФРГ. Дома ГДР долгое время сохраняли консервативное настроение и могли похвастаться только исходными цветами.

Считается, что само искусство граффити зародилось в Нью-Йорке. Сначала появились теги — быстрые подписи, которые оставляли райтеры в неожиданных местах. Об искусстве речи не было. Скорее это было чем-то вроде метки, знака. Еще долго граффити и вандализм шли вместе. Так многие воспринимали рисунки, которые появлялись, например, на стенах домов или вовсе на высокой башне. Особый стиль для уличного художника — оставить «красочный» след там, куда сложно попасть. Кстати, даже сегодня за рисунки в неположенном месте можно получить штраф.

Постепенно у работ появился смысл. Это были политические и социальные высказывания. Затем все перешло в категорию уличного искусства.

Сегодня один из самых известных стрит-арт-художников — Бэнкси. Его работы выставляют в музеях. Однако до сих пор непонятно, кто скрывается под маской обезьяны. Существует даже версия, что это группа художников. Сегодня каждая работа Бэнкси — это событие. А за его трафареты знаменитости готовы платить миллионы. Загадочность, связанная с инкогнито автора, привлекла еще больше внимания к стрит-арту.

В Германии точкой отсчета стрит-арта считается начало 70-х. В 1971 году в Бремене администрация города предложила художникам расписать общественные здания и бункеры. В Берлине также были стены, который выглядели потертыми и уродливыми. Их стали оживлять с помощью граффити.

Интересно, что первым, кто начал сохранять для истории эфемерное искусство, стал Норберт Мартинс еще в 1975 году. Специалист по электронике взял в руки фотоаппарат и начал делать снимки. Это стало его увлечением. За 48 лет Норберт сделал примерно 20 500 фотографий. Он написал несколько книг на эту тему, одна из них так и называется «Галерея уличного искусства».

Постепенно в Берлине к стрит-арту стали проявлять внимание власти и даже проводить конкурсы. А граффити перешли в разряд достопримечательностей, рассеянных по разным районам города. И надо еще успеть застать ту или иную работу. Опоздаешь на день — там уже новый рисунок.

#Берлинскиеарты или рубрика в соцсетях

Наше знакомство с берлинским уличным искусством началось с Хакских дворов. Много веков назад там был рынок. А в начале XX века появился комплекс дворов. По меркам того времени это были комфортабельные квартиры с водопроводом и ванными. Сегодня это одно из самых популярных туристических мест в Берлине.

IMG_7146 (1).JPG
Хакские дворы (нем. Hackesche Höfe) в берлинском районе Митте

И есть в одном из Хакских дворов своеобразная галерея. Она объединяет креативное пространство: кинотеатр, культурный центр, необычные кафешки, бары, книжные магазинчики. Там же расположился центр Анны Франк, который рассказывает историю знаменитой своим дневником немецкой девочки.

IMG_7152 (1).JPG
Музей Анны Франк Центр Анны Франк (Anne Frank Zentrum), филиал амстердамского музея, рассказывающий об Анне Франк и знаменитом дневнике девочки — еврейки во время Второй мировой войны

При этом на стенах нет пустого места. Вырезки, трафареты, наклейки, инсталляции… И это не просто несколько работ, заполнен буквально каждый сантиметр, так что иногда даже сложно различить, где заканчивается рисунок одного автора и начинается граффити другого.

IMG_7154 (1).JPG
Вход в Хакские дворы свободный. В клубах и барах веселье продолжается до утра. Доступ в жилые дворы дневным временем.

Одна из работ нас очень вдохновила, она отличалась от других стрит-артов. Здесь и сюжет, который интересно разгадывать, и отсылка к сюрреалистам, которые выходили за грани разума. Такие граффити снимают вопрос «Где искать вдохновение?». Иногда его можно найти прямо на стене. Но буквально через несколько месяцев граффити на месте не оказалось. Его закрасили, чтобы дать место новой работе. Осталась только эта фотография…

IMG_7159 (1).JPG
Утерянное граффити. Mural project "MINE" by SKY BLACK, американского автора из Аризоны. Сделан в соавторстве с Street Art Berlin. 2016 – Berlin, Germany

"Вроде бы ничего такого не произошло, уличное искусство имеет свои законы, оно рождается и умирает. Но нам было очень обидно. За автора, который вложил в это не только свое время и краски... За тех, кто мог бы этим рисунком вдохновиться... Ведь хороший стрит-арт воспитывает новых дизайнеров, художников, музыкантов. Это же настоящий музей под открытым небом - просто смотри и наполняйся! Так мы решили коллекционировать исчезающее уличное искусство."

Нина Калаус, СЕО дизайн-студии «Магвай»

Первый пост о граффити вышел в соцсетях в начале февраля 2020 года. Идея понравилась всей команде. Подписчикам тоже оказалось интересно, особенно чуть позже, когда локдауны накрыли города и страны. Тогда наши виртуальные экскурсии стали тем, что отвлекало и поддерживало.

За 3 года мы собрали больше сотни граффити. Сначала устраивали фотодни. Нина отправлялась в новое место, находила работы и делала сразу несколько снимков. Иногда удавалось подхватить что-то случайно. Берлин не зря называют европейской столицей граффити. Если быть внимательным, то, например, можно заметить небольшие работы — всего 30-40 сантиметров — на стене обычного жилого дома.

Сегодня основная наша локация — парк Нордбанхоф. Там художникам выделили длинную бетонную стену, которая стала галереей под открытым небом — Nordside gallery. Работы меняются часто. Нередко художники устраивают джемы и создают граффити на определенную тему. Например, в марте 2023 года там появилось много работ, посвященных равным правам.

IMG_2316 (1).png
Работа художницы Анны Бенгард в рамках фестиваль Equaljam2023

IMG_2360 (1).png
Двуликая девушка и весы. Работа художницы Каро Пепе

IMG_2363 (1).png
Работа художника испанского происхождения Маттео (Мате), приуроченная к Международному женскому дню. NorthSideGallery в парке Нордбанхоф

Граффити-расследование: 3 истории

В любом искусстве интересен контекст, а также факты. Например, на картине «Последний день Помпеи» Карл Брюллов изобразил не только себя, но и свою возлюбленную — графиню Юлию Самойлову. Таких деталей много у известных полотен. И, конечно, у большинства граффити тоже есть история. Но найти ее не всегода просто. Особенно если нет тега автора.

Мы разработали свой метод поиска, обычно подключаем:

  • поиск по картинке,
  • поиск по хэштегам и локациям в той самой социальной сети,
  • поиск по известным берлинским пабликам граффити.

Чаще всего удается найти авторов. Многие ведут свои страницы и даже дают небольшие комментарии о том, как создавались граффити. Мы всегда упоминаем художников. Кстати, для них становится загадкой, как работы из Берлина попадают на страницу студии из… Volgograd.

Одним из первых стало граффити-расследование про Генриха Цилле. Началось все с сюжетного граффити. Ни подписи автора, ни других намеков… Что здесь можно рассказать? Пухлые, розовощекие дети, рядом то ли старшие сестры, то ли с воспитательницы... Вот только одеты они совсем не так, как современные малыши.

IMG_1746 (1).png
Граффити - репродукция иллюстрации Генриха Цилле

Оказалось, что это граффити — репродукция иллюстрации Генриха Цилле, немецкого художника и фотографа, который застал сразу два века — 19-й и 20-й. Некоторые даже презрительно называли его «рисовальщиком отхожих мест».

В рабочих кварталах хорошо знали мейстера Цилле, толстого, ласкового старичка. Он приходил с тетрадкой и огрызком карандаша в трущобы, темные дворы и мансарды и мог часами рисовать. Коллеги ругали его за то, что он обнажает нищету в своих работах. Но все, что делал Генрих Цилле, было создано с любовью к людям, которые несмотря на все невзгоды, всё равно находят место улыбке.

А вот другая работа, которая нас посмешила, — Чебурашка в Берлине!

IMG_3827 (1).png

Граффити немецкого художника русского происхождения Славы OSTAP Осинского

Оказалось, что это целый комикс, который создает немецкий художник русского происхождения — Слава OSTAP Осинский. Четверть века назад он переехал с родителями в Германию. Учился гравюре, одно время занимался рекламой в студии дизайна и всегда много рисовал. Сначала на бумаге, а затем — на берлинских стенах.

Сегодня некоторые экскурсоводы даже выстраивают маршруты по местам художественной славы Славы! Потому что его работы — провокационные, многогранные, ироничные — однозначно вызывают эмоции. А ещё они — про любовь. Эти два героя может быть до сих пор уютно посапывают в престижном районе Берлина Пренцлауэр-Берг.

Есть и совсем неожиданный стрит-арт с пометкой 18+.

IMG_2349 (1).JPG

Работа авторства Tageszeitung (TAZ) на фасаде офиса редакции в Кройцберге

Гиды иногда возят экскурсии в район Кройцберг на Руди-Дучке-штрассе и возле здания со скабрезным барельефом рассказывают историю, которая достойна экранизации.

Есть в Германии два издания: известный таблоид Bild и небольшая берлинская газета TAZ. Однажды Tageszeitung опубликовала фельетон, в котором в красках описывалось, как главный редактор Bild Кай Дикман пытался в одной из клиник Майами увеличить себе... Именно!

Дикман так просто этого не оставил, и началось судебное разбирательство. Но судья истцу отказал, заметив, что Bild и сами частенько любят публиковать скандальные истории и смешивать своих героев с грязью. Это было в 2002 году. Через 7 лет издания снова сошлись в суде уже по другому делу, и снова Bild остался ни с чем. Тогда же, в знак своей победы, TAZ поместила на фасаде офиса барельеф. Самое интересное, что редакции двух изданий находятся друг напротив друга…

Сегодня мы продолжаем ловить то, что так легко не заметить, пропустить и никогда не увидеть. А рубрика #берлинскиеарты регулярно выходит в наших соцсетях.




Самое интересное