Миры Мирко Ханака: загадочный чешский иллюстратор, о котором мало известно

1 (13).jpg


Кого из чешских художников вы можете вспомнить без гугла? Скорее всего, первым в списке будет Альфонс Муха. Возможно, кто-то назовёт Франтишека Купку. Своё место в пантеоне займёт, пожалуй, Йозеф Чапек, которого многие сегодня помнят благодаря младшему брату, писателю Карелу Чапеку. Йозеф иллюстрировал книги Карела.

Но имён чешских художников, конечно, гораздо больше. И одно из них — Мирко Ханак. Он, подобно акварельному пятну на влажной бумаге, появился, и быстро из маленькой точки стал вырастать в большого мастера. Когда мы впервые увидели его работы, то удивились, почему он не попадался на глаза раньше. А потом оказалось, что у кого-то из команды «Магвай» есть книга с его иллюстрациями, а кто-то нашёл старые открытки на чешском. И родилась идея показать Мирко Ханака в нашей рубрике «Вдохновение дизайнера». Потому что художник ушёл, а персонажи, которых он оживил пятнами на бумаге, остались.

Жизнь и смерть Мирко Ханака

После окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии на карте Европы в 1918 году появилась Первая Чехословацкая республика. А через 3 года в этом государстве, в городе Мартин родился Мирко Ханак. О его семье известно немного, в одном из чешских источников пишут, что отец был директором лесопилки. А недалеко от Забржега, в Скаличке жила бабушка будущего художника. Эта деревня упоминается, как место, где провёл своё детство Мирко. Возможно, именно там он познакомился с природой и начал наблюдать за животными.

Видимо, свой путь Мирко почувствовал рано. Он поступил в художественно-промышленную школу при обувном заводе в Злине. Школа была экспериментальная. В конце 1928 года её организовал предприниматель Томаш Батя по модели известной немецкой школы Баухаус.

Мирко Ханаку было всего 18, когда началась Вторая мировая война. И это событие в его жизни тоже оставило след. Правда, какой глубины, можно только догадываться. В открытом доступе нет его воспоминаний или архивных документов. Но небольшая история всё же оказалась в сети. Мирко отправили работать в Германию после двух лет обучения в художественно-промышленной школе. Он оказался на фабрике недалеко от Капфенберга. В 1944 на Рождество Мирко удалось оттуда бежать вместе со своим другом, художником Честмиром Кафкой.

После войны Мирко Ханак остался в Праге и поступил в Университет прикладных искусств. Его родители к тому моменту жили в городе Есеник. Там у художника была своя мастерская. Он гулял по окрестностям и охотился на зверей, правда, вместо оружия карандаш и бумага. Так вырисовывается главная тема его творчества — животные.

2 (12).jpg

Примерно в конце 40-х годов Мирко начал сотрудничать с Государственным издательством детской книги. Первые публикации с его рисунками выходят в 1951 году. Довольно быстро он становится известным иллюстратором. Книги, где есть его имя, быстро раскупают. 

Он оформляет сначала произведения чешских авторов, а затем ему доверяют издания всемирно известных писателей. На Международной выставке книжного искусства в Москве Мирко получает диплом. И это не единственная награда художника. Его талант признавали и в других странах. Он получил призы в Читта-ди-Каорле и на Международной книжной ярмарке в Болонье. Великобритания, США, Япония, Германия, Бельгия, Голландия, Финляндия, Венгрия, Польша, Россия и Словакия — книги с его иллюстрациями издавались на разных языках.

Последней работой художника стали рисунки для анимационного фильма «Паутина Шарлотты», который создавался под руководством режиссёра Джина Дейча. Однако мультфильм так и не вышел. Мирко Ханак умер от лейкемии, едва ему исполнилось 50 лет. Сегодня его последние иллюстрации хранятся в Японии, в музее Тихиро Ивасаки. А другие работы до сих пор переиздаются.

Живопись и китайский след в акварелях

Всего одно фото можно найти в интернете по запросу «Мирко Ханак». Остальные результаты — рисунки. Сегодня они иллюстрируют подход художника, его мастерство, да и, пожалуй, внутренний мир. Каким он был, можно только догадываться по этим изящным акварельным полунамёкам.

Интересно, что основа его стиля, скорее всего, находится в китайской живописи. Где и когда Мирко впервые увидел её, неизвестно. Но та свободная форма, которой он обозначает силуэты, очень похожа на се-и. Само название состоит из двух слов «писать» и «смысл». Главное для художника — передать идею. При этом делает он это размашистыми штрихами, так называемой «грубой кистью». Внешняя схожесть не так важна, как настроение, живое восприятие, те новые смыслы, которые рождаются у зрителей. Считается, что китайские художники не пишут предметы и явления, они ловят природу вещей. 

Этот подход угадывается и в иллюстрациях Мирко Ханака. У его зверей точно есть душа. Несколько движений кистью, и со страниц книги смотрит живой страус или волк.

«Зов предка. Белый клык» Джек Лондон

В 1967 году в Праге вышла книга Джека Лондона с иллюстрациями Мирко Ханака. Две известных повести «Зов предков» и «Белый клык», где главными персонажами стали собака и волк. В первой домашний пёс по кличке Бэк оказывается во время золотой лихорадки в Калифорнии. Он сталкивается с тем, что хозяева суровы, а другие собаки жестоки. Во второй повести маленький волчонок появляется на свет в Северной Глуши, из всего помëта выживает только он. Белый Клык,  как позже его назовёт индеец, тоже пройдёт свой путь, полный испытаний. 

Минималистичные, размытые, с акцентами на деталях — эти иллюстрации не были похожи на то, что обычно создавали художники для произведения Джека Лондона. Многие рисунки очень напоминают китайские картины на рисовой бумаге. 

3 (13).jpg

Основной цвет — чёрный. При этом есть и цветные иллюстрации, где доминируют также тёмные тона. Рисунки подчёркивают холод, снег, дикую природу и те закаляющие события, которые происходят с главными героями произведений.

4 (10).jpg


«О чём разговаривают зверюшки ночью» Люба Штиплова

Эту книгу не так давно переиздали в России. Лиричная проза Любы Штипловой в сочетании с иллюстрациями Мирко Ханака делает книгу необычной. Звери рассказывают своим детёнышам сказки на ночь также, как это делают люди. Сны в этом лесу раздаёт сыч, а те, кто его рассердит, получают старые, потёртые и поблёкшие сновидения. Нет своей сказки лишь у кукушки, ведь она своим малышам их не рассказывает.

Автор рисует жителей леса словами, а художник с помощью красок. При этом его иллюстрации ближе к реальности, чем текст. На страницах не выдуманные зверушки из сказок, а звери, хищники с птицей в зубах. А стиль всё тот же: воздушные иллюстрации, чистые акварельные цвета.

4 (10).jpg

5 (8).jpg

«Европейские сказки»

Ещё одна переизданная книга. Это сказочная солянка: тут и чешские, и словенские, и норвежские, и английские, и даже русские сказки. Впрочем, сюжеты пересекаются, например, чешская сказка «Жар-птица и лисичка Рыжуха» похожа на русскую «Иван-царевич и Серый Волк», а английская «Оборвашка» напоминает «Золушку». Это можно объяснить — хорошие сказки передавали по цепочке из уст в уста. Поэтому сюжеты о трудолюбивых и ленивых сёстрах или, например, о добрых волшебных существах встречаются в разных странах.

Художественный стиль Мирко Ханака очень подошёл и этой книге. Хотя тут настроение отличается от того, что было в повестях «Белый клык» и «Зов предков». Поэтому появляется больше красок, деталей, а та воздушность, которую дают акварели, помогает стереть грань между картинкой и фантазией читателя. Иллюстрация словно прямо сейчас родилась в голове и тут же оказалась на странице. Она — сон, калейдоскоп, огонёк гирлянды на праздничной ёлке. Вот розовый дракон, к которому несётся всадник. А вот зелёный людоед и его золотая арфа.

6 (4).jpg

Набор открыток

Редкая вещь, которая оказалась у нас, — набор открыток на чешском. Его отпечатали уже после того, как Мирко Ханак ушёл из жизни, в 1974 году. Большие открытки, формата А4, на одной стороне — иллюстрации художника, на другой — сказки чешской писательницы Ганы Доскочиловой. Её самая известная сказка — про крота, того самого, который позже стал героем популярного мультфильма. 

7 (3).jpg

8 (3).jpg

Самобытные иллюстрации раскрывают мир лесных жителей. Здесь стоит обратить внимание на фон. Например, особый, редкий цвет для подобных работ Мирко Ханак выбрал, изображая кабанов.

9.jpg

10.jpg

В отдельную серию можно выделить иллюстрации без фона.

11.jpg

12.jpg

13.jpg

Маленькие истории читателей

Узнаваемый стиль Мирко Ханака делал иллюстрации для юных читателей чем-то особенным. Под немногочисленными материалами о художнике в сети оставляют свои впечатления люди, которые выросли на иллюстрациях Ханака:

«Мирко Ханак сопровождал меня всё моё детство. У меня всегда перехватывало дыхание. Мазки с потусторонней лёгкостью, почти невидимая акварель, чёрные чернила... Я в восторге. Мне жаль, что он прожил так недолго. Он оставил столько красоты, любви и боли, которые сопровождают меня на протяжении всей жизни. Благодарю за это...» 

«Из-за его иллюстраций я не вернул в библиотеку учебник зоологии в шестом классе. Это обошлось мне в 27 крон»

«С детства его рисунки кистью ласкали мою душу, и я восхищалась простыми мазками, уверенной рукой и образным сочетанием красок, просто всем творчеством»

Благодаря переизданиям, Мирко Ханак продолжает своими рисунками увлекать современных детей в красочный мир фантазии, где пятно на бумаге может превратиться несколькими штрихами в кабана, волка или птицу. Кстати, это захватывает не только школьников, но и ребят постарше. Тех, кто уже сам создаёт иллюстрации, например, для сайтов. Миры Мирко Ханака очаровывают нас недосказанностью, изяществом и мастерством.

Есть у вас книги из детства, которые запомнились именно иллюстрациями? 




Самое интересное