Искусственный интеллект в дизайне. С кем клиентам будет удобнее работать в будущем? Мнение профессионалов

Привет! На связи дизайн-студия «Магвай». Сегодня говорим про ИИ. В новостях периодически всплывают заметки о новых достижениях искусственного интеллекта. Последняя новость — сервис Midjourney. Тема горячая в профессиональных чатах. Может быть пора дизайнерам идти на завод?)

Из истории искусственного интеллекта 

Чего не может искусственный интеллект? Кажется, только испытывать синдром самозванца. И в этом мы ему завидуем. Мы каждый день сталкиваемся с ИИ. Голосовые помощники, чат-боты, алгоритмизированные системы, онлайн-переводчик — искусственный интеллект проник в большинство сфер. 

Сам термин начали использовать с 1956 года. Его ввёл американский учёный Джон Маккарти. Это был раздел информатики, та область науки, которая с помощью компьютера моделирует различные способности интеллекта. При этом гипотезы о том, что мыслительный процесс можно алгоритмизировать и механизировать, были и до. Например, ещё в XIII веке Раймунд Луллий создал логическую систему. А в XIX веке в разных странах появились проекты интеллектуальных и вычислительных машин. Серьезные разработки начались в середине XX века.

9D653808-D099-4485-936B-63A941940CC7.png

Отношение к искусственному интеллекту в течение последних 60 лет было разное. Во время холодной войны США вкладывали деньги в разработку машинного перевода. Но тогда задача оказалась слишком сложной и проект свернули. Вера в искусственный интеллект пошатнулась. Наступила так называемая зима искусственного интеллекта. В 2000-х начался новый подъём. И сегодня в заголовках новостей регулярно появляется знакомый термин. Некоторые ученые утверждают, что к 2060 году ИИ сможет выполнять едва ли не все задачи, которые сегодня делает человек.

Алгоритмизировать творчество — вызов последних лет для ИИ. Нейросети создают тексты, редактируют фотографии, даже могут написать музыку и, конечно, сделать картинку. Возможности искусственного интеллекта в области дизайна уже использовали некоторые компании. Например, в Италии в 2017 году выпустили 7 миллионов разных банок Nutella. Ни один дизайн не повторялся, варианты создал искусственный интеллект. Акция называлась Nutella Unica.

  • Ярким событием в сфере была система, которую представил сервис The Grid. ИИ сам создавал модули и шаблоны сайта. Правда, результаты оказались провальными.
  • Свой интерфейс выпустила платформа Wix в середине 2016.
  • В 2021 году OpenAI представили нейронную сеть DALL-E, которая создает изображение по текстовому описанию.
  • В российской среде в 2020 году появился сервис «Николай Иронов» — проект студии Артемия Лебедева. За 19 900 рублей можно получить 2 проекта с 999 вариантами логотипов.

Появился также термин «генеративный дизайн». Это вариант, где исполнитель часть задач делегирует умной программе, задает параметры и описание, а ИИ генерирует варианты, из которых дизайнер может выбрать несколько и доработать.

Работа с Midjourney 

В августе 2022 в профессиональных чатах только и разговоров было, что о Midjourney. Программа генерирует изображения на основе текстового запроса. В издании The Economist создали с помощью нейросети обложку. Правда, чтобы сгенерировать подходящий вариант, потребовалось 250 запросов. При этом нейросеть выдает действительно интересные работы, детализированные, в разных стилях.

Ещё интересная новость, связанная с Midjourney: пользователь создал с помощью нейросети картину, выставил её на конкурс изобразительного искусства и выиграл. Правда, чтобы получить конечный результат, ему пришлось несколько недель подбирать слова, а готовое изображение корректировать.

07C40C39-DDA1-4CB0-9FF0-2FBE76C5F0E0.png

И все-таки профессионалы отмечают, что между рисунками нейросети и человека можно увидеть разницу. Вглядитесь в изображение. Как думаете, его автор дизайнер или нейросеть?

31CC3E9F-968F-4B27-9654-C8086218A58F.jpeg

Автор этой иллюстрации Андрей Ферез — художник, создавший обложки к российским изданиям книг Нила Геймана, Джорджа Мартина, Джоан Роулинг, Марка Леви и многих других. Его сюрреалистические работы наполнены необычайной глубиной и множеством мелких деталей. Похоже, в этом и есть основное отличие работы человека от того, что делает нейросеть.

Что думают дизайнеры? 

Мы попросили коллег поразмышлять на тему искусственного интеллекта и дизайна. В среде паники нет. Никто не переучивается в срочном порядке. Скорее с интересом смотрят на то, что происходит.


Сам ИИ не способен понять клиента и его бизнес, вникнуть в его проблему, прислушаться, прочувствовать эмоции. Тем не менее, воспринимать Midjourney как помощника в решении задач, делегировать часть работы, коллаборировать — вполне себе отличная практика, на мой взгляд. Например, мои друзья, профессиональные иллюстраторы, иногда пользуются Midjourney как инструментом для поиска идей и вдохновения на старте

Дмитрий Бондарчук, арт-директор дизайн-студии «Магвай»

Нейросети нейросетям рознь. Одни привнесут в дизайнерскую жизнь новые инструменты, работы. Как это, например, сделала Midjorney. Чем не иллюстрация на сайт? Другие, более утилитарные, облегчат  рутинные процессы в работе. На данный момент автором является все ещё человек, он задает параметры и идеи, а нейронная сеть — это просто инструмент, и сейчас вся глубина произведения зависит от параметров, которые задаёт автор. Для глубины и содержания нужно всё-таки сознание, а как показывает культура киберпанка, сознание у машин будет.

Александр Ищенко, дизайнер дизайн-студии «Магвай»

Выводы

Нейросеть научилась действительно делать классные картинки. Но едва ли когда-нибудь она сможет создавать работы, в которых будет глубина: аллюзии, отсылки, смысловая многоплановость, душевность, авторский стиль. Надо сильно постараться, чтобы научить искусственный интеллект учитывать также боли и потребности аудитории.

Сегодня нейросеть, которая создаёт картинки, — это своеобразная игрушка. И она, по нашему мнению, прибавит ценности авторским работам. Например, сейчас интересно покупать фарфор, для которого сделал рисунки Николай Иронов. Это в новинку. Но всё же тарелки и чашки с авторской росписью ценятся больше.

Хорошая аналогия — смартфоны. Когда они появились, то под вопросом вроде бы оказалась профессия фотографа. Зачем платить за фото, если можно сделать самому? Но у каждой второй семьи есть свой фотограф для особых случаев. Ведь далеко не все могут сделать шедевр, имея хорошую камеру. Фотоискусство осталось, работы признанных авторов по-прежнему в цене. Художники с кистями и красками, кстати, тоже никуда не делись. И сегодня сложно повторить работы Рафаэля. Можно имитировать стиль, но не глубину содержания. Мы думаем, что искусственный интеллект, возможно, уберёт ремесленников, но оставит талантливых авторов, которые готовы развиваться. Более того, станет их помощником.




Самое интересное