Как открыть бизнес в 20 лет?
История основательницы дизайн-студии «Магвай» Нины Калаус
Сегодня компания входит в топ-100 российских дизайн-студий согласно рейтингу Рунета. Но 11 лет назад о «Магвай» мало кто знал. Это статья о том, как решиться на собственный бизнес, когда тебе всего 20.
Альтернативное мнение как повод открыть бизнес
Мне повезло, я открыла бизнес по своей профессии. Я начала работать в 17 лет, учась на втором курсе университета. Меня пригласили в одну из ведущих студий Волгограда работать проект-менеджером. Я отработала там три года, но у нас с руководителем было разное видение продукта: я хотела больше дизайнерских решений, а он — технических. Поэтому пришлось начать своё дело, чтобы реализоваться в крутых визуальных проектах.
Так сложилось, что я открывала свой бизнес вместе с партнёрами из той же самой веб-студии: это были программист и SEO-специалист. Сошлись мы именно в том, что хотели развивать визуальную часть продукта. На дворе был 2008 год — бум открытия веб-студий, и мы попали в струю.
Партнёры были старше меня, им было около 25 лет, но движущей силой была я. До сих пор помню: это было 8 января, мы тогда ещё по ICQ общались, и SЕО-специалист мне написал, что есть идея — открыть компанию. 12 февраля мы уже зарегистрировали фирму.
После этого мы пришли к руководителю нашей студии и рассказали о том, чем хотим заниматься. Он сказал: «Хорошо, только для портфолио не используйте мои проекты».
Из-за своей молодости и глупости я сама создавала конфликты — например, зная, что ключевой сотрудник фирмы нашего бывшего руководителя ищет работу, предлагала ему лучшие условия.
Потом я поняла, что человеческие отношения важнее, чем бизнес.
На запуск студии нам понадобилось примерно 100 000 рублей. Вкладывали средства в равных долях, что-то вносили техникой, потому что нужны были компьютеры. Часть денег мы заняли у мамы моего будущего супруга. Мы сразу оформили ООО, и оно существует до сих пор.
Нашим первым клиентом стал интернет-магазин сумок. Мы нашли его на сайте фрилансеров. Я никогда не скрывала, что первых клиентов мы искали именно там. Делали всё: от полноценных сайтов под ключ до просто программирования, если срочно нужны были деньги.
Никто серьёзно не относился к моему решению
Меня воспитывала мама, и она всегда видела меня в несколько другой ипостаси: банковским служащим или чиновником. Первым ударом для неё был мой выбор специализации в вузе: я информатик-аналитик в сфере PR, а не экономист. Вторым — когда я пришла и сказала, что мы открываем своё дело.
Мама пыталась отговорить, но потом плюнула: «Сама дальше разберёшься».
И я разбираюсь уже 10 лет. Друзья и однокурсники серьёзно к этому не относились, и до сих пор, хотя прошло уже столько времени и я сейчас живу в другой стране, мне очень сложно сказать знакомым: «Я руководитель студии, у меня своё дело». Потому что мне кажется, это звучит пафосно.
Конечно, совмещать учёбу в вузе на очном отделении и постоянную работу, а чуть позже — учёбу и свой бизнес было нелегко. Да, я лишила себя студенческих тусовок, но мне повезло, и будущего мужа я встретила на работе — мы вместе и открыли студию, он был программистом в нашей команде.
Был ещё один путь, на который я могла свернуть. Во время учёбы я очень сильно интересовалась серьёзным PR, который может менять мир. К нам в город с лекцией приезжал светило политического пиара Александр Чумиков. Я подошла к нему после семинара, рассказала о своей увлеченности сферой PR. Он заинтересовался и предложил поучаствовать в фотопроекте, посвящённом Году семьи. Я не поехала, потому что выбрала открыть своё дело, но до сих пор эта его визитка хранится у меня как трофей.
Кассовые разрывы и «затяжной развод» с сооснователем студии
Главная сложность любого бизнеса — кассовые разрывы. Особенно если ты делаешь бизнес не с трезвым расчётом, а с душой и сердцем. Зачастую проекты я брала для портфолио, работая на перспективу.
Но несмотря ни на что, каждый месяц 7-го числа мои сотрудники получают зарплату.
Самый большой кассовый разрыв случился в январе 2018 года, я уже год жила в Германии, но всё ещё адаптировалась к новому типу руководства студией — удалённому. Но я смогла решить проблему, даже не вкладывая собственные средства. Как правило, в таких ситуациях я берусь за менее интересные, но хорошо оплачиваемые проекты.
Самым трудным периодом стал «затяжной развод» с нашим сооснователем — SEO-специалистом. Мы настолько перестали понимать друг друга, что не смогли работать дальше. Это был серьёзный кризис, который я очень тяжело переживала. Но в итоге из сложившейся ситуации мы все вышли достойно и до сих пор тепло общаемся.
Я вела бизнес даже из роддома
Мне очень повезло, я занимаюсь тем, что люблю больше всего. Я уверена — это то дело, которым хочу заниматься. Даже когда я уезжала в другую страну, я точно знала, что бизнес не брошу. Даже если пациент будет скорее мёртв, чем жив, я его реанимирую.
Я люблю своё дело в каждый момент жизни.
Даже рожать я уезжала из офиса: перед этим написала менеджерам, что им нужно делать. В 4 часа утра родила, а в 9 уже звонила в офис и спрашивала, всё ли они там поняли и как идут дела. В период недолгого декрета, хотя я продолжала работать удалённо, мне очень хотелось чуда. И оно произошло: нам написал менеджер компании Epson — той самой, которая делает принтеры, представительство в России и СНГ. Я вначале даже не поверила, что это она, и проверила домен, с которого было отправлено письмо. Да, у нас были заказчики из Москвы и всей России, но такой бренд пришёл впервые. Epson заказала у нас промосайт для новой линейки принтеров. Позже мы сделали сайт для фотоконкурса компании, а затем нам предложили сделали сайт epson.ru, и это наша большая гордость. Кстати, с этим заказчиком мы работаем до сих пор.
Мы региональное агентство из Волгограда и не стыдимся этого. На данный момент я единственная владелица. И мне очень важно поддерживать нашу направленность — мы делаем качественный дизайн. Именно такой фокус позволяет нам занимать места в различных рейтингах веб-студий. Для меня это подтверждение верного пути: среди 10–15 тысяч веб-студий и агентств мы входим в топ-100 по России. Также созданный нами сайт занял 2-е место в категории «Обучение» в федеральном конкурсе Рунета.
Уроки молодости
В 20 намного легче находить ресурс внутри себя — и не нужно для этого заниматься медитацией. Ты просто берёшь и делаешь, потому что веришь в это. Молодость — это время, когда ты можешь танцевать всю ночь. А я работала всю ночь и достигала определённых результатов. Сейчас я уже бы подумала, а нужно ли это?
При этом очень важно найти своего учителя. Я не очень верю в то, что иначе можно сделать серьёзный бизнес в юности. Мне повезло — мой наставник, руководитель первой веб-студии, передал очень много опыта. Ещё повезло, что у меня были партнёры, которые были старше меня и не позволили наделать ошибок. Все сложные решения, вплоть до увольнения людей, принимались совместно, втроём. Я уверена, что в возрасте 16–20 лет, если ты открываешь дело один или со своими сверстниками, ты обязательно наделаешь ошибок, из-за которых бизнес придётся закрыть.